МБДОУ д/с № 31 "Подсолнушек" город Новошахтинск
Образное мышление дошкольника: как и зачем его развиватьпедагог -психолог Чайка Е.А. Образное мышление - один из главных видов мышления дошкольника. Уровень его развития является одним из показателей готовности детей к обучению в школе. Образ (по С.И. Ожегову) - это вид, облик, а также результат отражения предметов и явлений материального мира в сознании, это наглядное представление. Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Образное мышление нужно всем: конструкторам, дизайнерам, художникам, писателям, изобретателям, ученым...
Представление образа – это воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Пространственное представление - это умение видеть и представлять мир трехмерным, объёмным, цветным, меняющемся во времени и в пространстве. Человек может представить то, что есть и даже то, чего нет в жизни, а художник даже может изобразить то, чего нет в жизни (Сальвадор Дали, Хиеронимус Босх...). Но прежде чем рисовать что-то, он должен представить это в голове, в сознании. А еще раньше, он должен заложить образы в свое сознание! Зачем надо развивать образное мышление? Мышление образами необходимо: -Для решения любых задач, ибо оперирование образами помогает наглядно представить практически любую ситуацию задачи. -Для формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве. Еще Ян Коменский (1592-1670) отмечал чрезвычайную важность наглядности в обучении детей. Как развивать образное мышление Перечислим способы развития образного мышления: 1. Созерцание природы. 2. Посещение музеев, рассматривание шедевров - картин, скульптур, графики, архитектурных сооружений... 3. Складывание картинок из частей. Разбиение плоских фигур на равные и неравные части. 4. Рисование с натуры и по памяти. (так, Дидро говорил: "Страна, в которой будут учить рисовать так же, как считать и писать, превзойдет все другие страны в науках и ремеслах". В некоторых наших школах исключают рисование! А в детских садиках и дома ребенок мало рисует, это преступление!). 5. Рисование абстракций (например, просят нарисовать звук, музыку, свист, мысль, грусть, радость...). 6. Воображение с закрытыми глазами: вспоминание и создание новых образов "из головы". 7. Лепка из пластилина, глины, гипса… с натуры (копирование) и (это важнее!) лепка "из головы" любых объектов. 8. Сравнение предметов и изображений по критериям: по длине, по форме, по цвету… 9. Аппликации. 10. Психологи предлагают, на первый взгляд, очень странный способ развития правого, "образного" полушария мозга – рисовать левой рукой, если ребенок правша и, наоборот, правой рукой, если левша. Попробуйте сами и убедитесь как это трудно, зато как полезно это напряжение для саморазвития. Вот общая методическая последовательность занятий: показать - рассказать - сделать вместе - предложить сделать по образцу (скопировать) - сделать самостоятельно по памяти - самому и придумать и воплотить. Учить рекомендуется на победном и веселом настрое, за все освоенное детей много хвалить. А когда научился, не перехваливать, а сказать, молодец, я и не сомневалась, что ты научишься, догадаешься, сделаешь… Общая рекомендация: не бойтесь предлагать детям трудные задачи. Скажите: «Эта задача трудная, «взрослая», но я уверена, что ты ее решишь. Потом ты предложишь решить ее другим детям и расскажешь, как она решается». 15 февраля 2017 в 21:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.